Управление Федеральной службы по ветеринарному и
фитосанитарному надзору по Пермскому краю

(Управление Россельхознадзора по Пермскому краю)
На главную  В избранное  Карта сайта
Управление
Пресс-служба
Государственная служба
Открытые данные
Обратная связь
Противодействие коррупции
Справочник территориальных отделов межрайонных пунктов
Информация
Информация об исполнении бюджета
Итоги деятельности Управления
Анкетирование граждан о качестве предоставления государственных услуг
Судебная практика

Историческая справка

Термин «карантин» происходит от итальянских слов – «quarante giorni» (сокращенно «quarantine»), обозначавших 40-дневный срок, в течение которого выдерживались на отдаленном рейде корабли, прибывающие в потовые города Италии из восточных стран. Это правило было установлено из-за опасности завоза «чёрной смерти» - чумы.
Впервые термин «карантин», как и сам принцип длительной изоляции кораблей, законодательно был оформлен в 1734 г. Так более 600 лет назад родилось слово «карантин». Его быстро усвоили во всех станах. В средние века карантин носил характер запрета въезда в страну при подозрении завоза заболевания - чумы, а в случае возникновения эпидемии заразных болезней - полной изоляции городов и областей.
В сфере сельского и лесного хозяйства термин «карантин» стал применяться к мероприятиям, ограждающим «животноводство», растениеводство и лесоводство некоторых государств от завоза извне и расселения опасной иноземной флоры и фауны. В 1851 г на Парижской конференции были приняты основы международных взаимоотношений, а в последствии - конвенция по карантину растений.
В СССР Постановлением коллегии Наркомзема (Протокол № 26 от 5 июня 1931 г.), создана Государственная инспекция по карантину растений (Союзгоскарантин). На протяжении 70 лет Госкарантин контролирует соблюдение установленных правил и мероприятий по карантину растений при импорте и экспорте, производстве, заготовке, транспортировке, хранении, переработке и реализации сельскохозяйственной, лесной и другой продукции растительного происхождения.
С расширением внешнеэкономических связей, ростом торговли леса и на основе международных требований при «Союзгоскарантине» в декабре 1989 г., в работе службы было выделено отдельное направление – лесной карантин.

Функции и задачи карантинной службы
Основная задача, стоящая перед государственной службой по карантину растений - охрана территории России от проникновения из зарубежных стран, не зарегистрированных и ограниченно распространенных карантинных и других опасных вредителей и болезней растений, а также сорняков.
Современный уровень знаний в области биологии и экологии вредных организмов позволил организовать карантин на научной основе, сделать его более действенным, целенаправленным и менее обременительным. Теперь многие страны участвуют в разработке международных соглашений по карантину растений, которые помогают обеспечить санитарную охрану границ, получить своевременную информацию о возникающих где-либо очагах инфекции.
Не менее важна и другая функция - своевременное выявление и уничтожение карантинных вредных организмов, локализация их и ликвидация заражения, а также предупреждение проникновения в районы страны, где их нет. Все перечисленные функции оговорены законодательством и пакетом международных соглашений и меморандумов.
Основной законодательный акт, регулирующий деятельность Государственной службы карантина растений в Российской Федерации является Федеральный закон «О карантине растений» № 99-ФЗ от 15 июля 2000 г. В законе четко прописан весь функционал карантинной фитосанитарной службы.

Карантинная служба в Пермской области
Основная функция Государственного Учреждения Пограничная госинспекция по карантину растений Пермской области (ГУ Пермгоскарантин) уже на протяжении 25 лет - являться гарантом выполнения карантинного законодательства на территории области.
Название - Пограничной инспекция приобрела после открытия в 1994 г. Международного аэропорта Большое Савино, где в круглосуточном режиме функционирует Пограничный пункт по карантину растений. Само название «пограничная» довольно точно отражает функции, возложенные на госинспекцию, как в прямом, так и в переносном смысле. Проблемы, решаемые карантинной службой всегда пограничны, и всегда затрагивают интересы множества организаций и частных лиц.

Карантинная и фитосанитарная сертификация
14 лет назад Правительство РФ поставило задачу – упорядочить фитосанитарный контроль за перевозками леса при экспортных поставках лесопродукции и внутри страны. Данная задача решается посредством проведения карантинной фитосанитарной сертификации. Помимо регулирования международных поставок лесопродукции, внутренняя карантинная сертификация имеет сугубо национальное значение и является требованием международных организаций по защите и карантину растений. Неоднородный и малоизученный видовой состав лесных видов насекомых и возбудителей болезней делает каждый регион России потенциально опасным для другого региона. Попадая в благоприятные условия, агрессивные виды способны нанести громадный экономический ущерб.
Так же данное требование было вызвано тем, что в карантинные перечни стран импортеров включены более 100 видов вредителей и возбудителей леса, а путь распространения их из одного региона в другой и в конечном итоге за пределы России – это лесоперевозки.
Пограничность ситуации в том, что именно карантинная служба, опираясь на данные ученых, специалистов, Российское и Международное законодательство по карантину растений, от имени государства устанавливает карантинное фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.
В связи с принятием ФЗ "О техническом регулировании" возникли некоторые проблемы с применением стандартов ФАО (Международный орган по вопросам продовольствия и сельского хозяйства при ООН) по фитосанитарным мерам в практике работы карантинной службы. Как известно, технические регламенты устанавливают обязательные требования к:
- продукции;
- процессам производства;
- эксплуатации;
- хранению;
- перевозке;
- реализации;
- утилизации.
Положения Федерального закона полностью соответствуют Соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ). Соглашение ВТО о применении санитарных и фитосанитарных мер является основным в сфере деятельности Государственной службы по карантину растений. В процессе подготовки к вступлению в России в ВТО, решение вопроса о гармонизации требований ФЗ "О техническом регулировании" и "Соглашения ВТО о фитосанитарных мерах" очень актуально.
Не так давно, в марте 2003 г. МСХ России утвержден «Перечень вредителей растений, возбудителей болезней, растений (сорняков), имеющих карантинное значение для Российской Федерации». В данный перечень с этого года, по настоянию комиссии ЕОКР (Европейская организация по карантину и защите растений) включены новые виды лесных вредителей (сибирский шелкопряд, большой еловый лубоед и 6 видов черных усачей рода Monochamus), из-за опасности их завоза на территорию европейских стран.
Несмотря на то, что эти усачи являются аборигенными для лесных областей страны, включение их в Перечень оправдано тем, что эти насекомые являются переносчиками опаснейшей для хвойных лесов сосновой стволовой нематоды Bursaphelenchus xylophilus. Нематода вызывает массовое увядание хвойных деревьев и включена в "Перечень карантинных вредных организмов" всех стран Европы и Азии. Одним из условий карантинного регулирования сосновой стволовой нематоды в РФ была регламентация перевозок древесины поврежденной личинками усачей. При наличии отверстий в пиломатериалах более 3 мм все грузы должны были подвергаться термическому обеззараживанию. Отсутствие карантинной сертификации древесины привело к тому, что были обнаружены повреждения усачами в древесине поступившей из России в Финляндию, Испанию, и Италию (сообщение ЕРРО Reporting service 2003, № 05). Все это создает серьезные трудности в международной торговле, так как не выполняются требования Международной конвенции по защите растений (ФАО, 1997 г.) и Соглашения ВТО о применении санитарных и фитосанитарных мер (1994 г.).
Правительство России приняло решение о присоединении к Международной конвенции по защите растений в декабре 2001 г., взяв на себя обязательства по соблюдению международных карантинных требований. Аналогичные требования продекларированы и в Соглашении ВТО от 1994 г., которые будут официально приняты правительством России при вступлении страны в ВТО.
Бесконтрольный перевоз по стране древесины хвойных пород, заселенной усачами этого рода приведет к тому, что вместе с усачами в любом уголке России может быть выявлена сосновая нематода (Bursaphelenchus xylophilus). Поэтому, включение в Перечень РФ ряда видов черных усачей переносчиков сосновой нематоды соответствует требованиям Международных соглашений по карантину растений и является научно обоснованным.
В связи с этим требуется карантинная сертификация лесопродукции, в целях картирования территории России по лесным вредителям, являющимися объектами внешнего карантина для стран-импортеров российской древесины.
Всё выше сказанное полностью относится к Пермской области.
Выполняя требования Международных конвенций и соглашений, ст. 6 Федерального закона «О карантине растений", в связи с наличием карантинных вредителей на территории области, ГУ Пермгоскарантин данными законом полномочиями, установил карантинную фитосанитарную зону и карантинный фитосанитарный режим.
Упреждая вопросы по этому поводу хочется пояснить, что установление карантинной фитосанитарной зоны - планомерные шаги к гармонизации требований Международного и Российского карантинного законодательства, а также подзаконных актов субъектов федерации.
Установление карантинной фитосанитарной зоны не означает, что в области создалась какая либо угрожающая обстановка с распространением данных вредителей, не означает это и то, что данная мера будет тормозить сбыт лесопродукции. Карантинные меры направлены только на предотвращение физического вывоза самих карантинных вредителей, которые потенциально опасны для других регионов России и стран.
Основываясь на 14 летнем опыте осуществления мероприятий по лесному карантину в Пермской области, можно констатировать тот факт, что случаев возврата зараженного леса, заготовленного на территории области не было, а следовательно лесопродукция отвечала предъявляемым ей карантинным фитосанитарным требованиям, имеет и будет иметь хорошую репутацию у потенциальных покупателей не только на территории России.
Много пограничных ситуаций в работе госинспекции. При установлении карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, (в «Номенклатуре подкарантинной продукции» насчитывает около 1000 наименований), приходится словом, делом, а где и Административным кодексом, доводить карантинные требования и до руководителей предприятий, и до предпринимателей, и до частных лиц.
Проведение своевременных карантинных мероприятий позволяет уменьшить опасность распространения карантинных организмов в стране и регионе в частности. В результате распространения вредителей и возбудителей болезней растений происходят не только потери продукции, но и снижение качества. Проведение своевременных карантинных мероприятий уменьшает опасность распространения карантинных организмов, снижает их долю в структуре затрат на создание агроэкосистем.
Низкий уровень проведения карантинных мероприятий приводит к возникновению ряда экологических проблем, связанных с дополнительным загрязнением окружающей среды химическими препаратами при борьбе с карантинными организмами, снижением естественного биоразнообразия при попадании чужеродного организма в природные экосистемы.
Опять пограничная проблема, напрямую связанная с экологией и конечно финансами.
Все проблемные направления работы и не перечислить, но решать их, а не рассматривать, приходится ежедневно коллективу госинспекции - на оптовых рынках, предприятиях торговли, складах, воздушном, речном, автомобильном, ж/д. транспорте, таможне, с/хоз. угодьях, на предприятиях заготовительной, перерабатывающей промышленности, заниматься вопросами ввоза семенной продукции, цветов, да всего и не перечислить.
Какими бы ни были карантинные проблемы, пограничными, юридическими, международными, финансовыми, в Пермском крае они решаются госинспекторами по карантину растений оперативно, качественно и что самое важное честно.
Управление
Россельхознадзора по
Пермскому краю
614513, Пермский край, Пермский район, д. Песьянка
ул. Строителей, 1"Б"
тел.: (342) 297-93-44
факс: (342) 297-93-45
e-mail: prruk06@mail.ru

Пресс-служба:
тел. (342) 297-93-55
rosselxoznadzor-perm@mail.ru

Вход для сотрудников

Анализ сайта